Подготовка к первому занятию: различия между версиями

Материал из RoboWiki
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Содержание теоретического блока:)
(Возможный план-сценарий занятия)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
 
'''Цели занятия:''' знакомство с инженерией как областью деятельности человека. Раскрытие значений понятий «дизайн», «проектирование», «конструирование», выявление ключевых особенностей и взаимосвязей понятий. Знакомство с различными областями инженерного дела. Выявление места творческого процесса в инженерии. Знакомство с понятиями «экономический цикл» и «технологический уклад». Определение автоматизации как ключевой особенности современного технологического уклада и основных тенденций развития автоматизированного производства.<br>
 
'''Цели занятия:''' знакомство с инженерией как областью деятельности человека. Раскрытие значений понятий «дизайн», «проектирование», «конструирование», выявление ключевых особенностей и взаимосвязей понятий. Знакомство с различными областями инженерного дела. Выявление места творческого процесса в инженерии. Знакомство с понятиями «экономический цикл» и «технологический уклад». Определение автоматизации как ключевой особенности современного технологического уклада и основных тенденций развития автоматизированного производства.<br>
 +
<br>
 
'''Ключевые понятия и термины:''' инженер, инженерия, проектирование, дизайн, технологический уклад, автоматизированное производство, Industry 4.0, промышленный контроллер, мобильный робот, интернет вещей.<br>
 
'''Ключевые понятия и термины:''' инженер, инженерия, проектирование, дизайн, технологический уклад, автоматизированное производство, Industry 4.0, промышленный контроллер, мобильный робот, интернет вещей.<br>
 
== '''Краткое содержание занятия''' ==  
 
== '''Краткое содержание занятия''' ==  
Строка 20: Строка 21:
 
* современные роботы: тенденции и области применения [5], [6].<br>
 
* современные роботы: тенденции и области применения [5], [6].<br>
  
=='''Возможный план-сценарий занятия:'''==
+
=='''Возможный план-сценарий занятия'''==
 
{| class="wikitable"
 
{| class="wikitable"
 +
|-
 +
! Временной промежуток !! Наименование активности !! Описание активности
 +
|-
 
|-
 
|-
 
| Начало занятия || Организация пространства, игра на знакомство || Снежный ком, неворкинг и другие способы знакомства. Распределение мест для сиденья с учетом возможности организации командной работы. В составе команды должно быть 4-5 обучающихся.
 
| Начало занятия || Организация пространства, игра на знакомство || Снежный ком, неворкинг и другие способы знакомства. Распределение мест для сиденья с учетом возможности организации командной работы. В составе команды должно быть 4-5 обучающихся.

Текущая версия на 17:23, 11 марта 2020

Цели занятия: знакомство с инженерией как областью деятельности человека. Раскрытие значений понятий «дизайн», «проектирование», «конструирование», выявление ключевых особенностей и взаимосвязей понятий. Знакомство с различными областями инженерного дела. Выявление места творческого процесса в инженерии. Знакомство с понятиями «экономический цикл» и «технологический уклад». Определение автоматизации как ключевой особенности современного технологического уклада и основных тенденций развития автоматизированного производства.

Ключевые понятия и термины: инженер, инженерия, проектирование, дизайн, технологический уклад, автоматизированное производство, Industry 4.0, промышленный контроллер, мобильный робот, интернет вещей.

Краткое содержание занятия

Введение: инженерия как область деятельности человека, временная шкала развития техники и технического творчества, основные направления инженерного творчества, проектирование как процесс создания новых объектов техники понятие о технологических укладах и Industry 4.0, что такое современный робот? что такое многокомпонентный робот?

В теоретической части данного занятия учащиеся знакомятся с историей возникновения и формирования инженерного творчества как обособленной области деятельности человека, с основными вехами на исторической шкале развития техники, технологий и инженерного творчества. Происходит знакомство с современным этапом развития промышленного производства, получившим название Industry 4.0 и примерами автоматического оборудования различного назначения. При проведении занятия активно используются видеоматериалы.

Перечень знаний, умений и навыков

Должен знать: смысл понятий (технологический уклад, Industry 4.0, промышленный контроллер, мобильный робот); основы физики (электромагнитные колебания и волны, принципы радиосвязи), основы биологии (жизненные циклы), основы информатики (циклы); смысл понятий (инженер, инженерное творчество, проектирование); основные области инженерного дела; основы Всеобщей истории (основные вехи развития техники); различие понятий «дизайн» и «проектирование»).
Должен уметь: осмысления истории возникновения и формирования инженерного дела; самостоятельного поиска научных знаний в области истории техники и работы с историческим материалом; описывать существующие области инженерного творчества, приводить примеры изделий, характерных для разных областей инженерии; описывать и объяснять в общих понятиях особенности современного технологического уклада; определять необходимые области применения автоматизированного оборудования и различных роботов; логически рассуждать при решении задач.
Иметь навыки: анализа истории возникновения и формирования инженерного дела; самостоятельного поиска научных знаний в области истории техники и работы с историческим материалом; декомпозиции задач, требующих применения автоматических систем и роботов; самостоятельного поиска научных знаний в области современных достижений науки и техники.

Содержание теоретического блока

  • введение, инженерия как тип деятельности человека [1], [2];
  • этапы становления и развития инженерного дела [1], [2];
  • проектирование и дизайн – определения этих терминов, их сходство и различие [3];
  • основные области инженерного творчества и инженерные профессии [1];
  • понятие о циклических процессах в природе и обществе, экономические циклы и волны Кондратьева, понятие о технологических укладах и «четвертой промышленной революции» [4], [9];
  • интернет вещей и цифровые технологии [4], [7], [8];
  • Industry 4.0 и ее основные направления [4];
  • современные роботы: тенденции и области применения [5], [6].

Возможный план-сценарий занятия

Временной промежуток Наименование активности Описание активности
Начало занятия Организация пространства, игра на знакомство Снежный ком, неворкинг и другие способы знакомства. Распределение мест для сиденья с учетом возможности организации командной работы. В составе команды должно быть 4-5 обучающихся.
5 минут Вопросы-ответы Вопросы на понимание терминов инженер, инженерное дело, автоматизация, робототехника.
10 минут Погружение в кейс "Химера" - элементы дизайн-мышления Обучающимся в командах предлагается выявить возможные свойства автоматического устройства/робота с использованием методов фокальных объектов. Работа происходит с применением флипчартов/доски/бумаги А2-А1.
10 минут Погружение в кейс "Химера" - игра в ассоциации Каждой команде предлагается сделать технический рисунок описанного устройства. Уточнение понятия технический рисунок не производится. После создания рисунков. Каждая команда презентуем свой рисунок озвучивая свойства, полученные методом фокальных объектов, другие команды пытаются угадать назначение устройства формируя ассоциации согласно озвучиваемым свойствам.
5 минут Погружение в кейс "Химера" - интерактив «угадайка» Обучающимся демонстрируются различные компоненты робототехнических систем и предлагается угадать возможное назначение компонент. В конечном итоге показывается единая схема получения многомпонентной РТС из показанных компонент.
10 минут Закрепление Проводится краткий интерактив по истории развития робототехники как инженерной дисциплины. Даются отдельные теги для поиска в интернете.
Конец занятия Погружение в кейс "Химера" - пища для размышлений По итогам интерактива дома предлагается подумать над взаимосвязями компонент робототехнической системы, полученной методом фокальных объектов и вявить какие аналоги этих компонент можно встретить в животном мире.

Список источников